facebook vkontakte livejournal googleplus twitter blogspot linkedin
Vidal Logo About header Search header

Аптечный ритейл в России: стремление к перезагрузке

Поделиться

Аптечный рынок является одной из важнейших и социально-значимых составляющих фармацевтической отрасли. Тем не менее, высокая налоговая нагрузка, жесткая конкурентная среда и отсутствие должного диалога между работниками аптек, производителями лекарств и пациентами существенно снижают эффективность работы российского аптечного ритейла. Что именно поможет изменить ситуацию в лучшую сторону? Какие перспективы ожидают аптечный рынок в России? Как глобальные компании выстраивают общение с работниками аптек? Эти и многие другие вопросы обсудили участники очередного заседания пресс-клуба «AZбука фармации», прошедшего в офисе компании «АстраЗенека».

В настоящее время российский аптечный ритейл находится на пороге серьезных преобразований. Жесткие законодательные условия, сложная конкурентная среда, нехватка квалифицированных кадров, зачастую отсутствие применения надлежащих стандартов аптечной практики (GPP) и открытого диалога с потребителем  негативно влияют на эффективность работы аптек и диктуют необходимость внедрения западных стандартов ведения бизнеса.

Давид Мелик-Гусейнов, директор компании Cegedim Strategic Data: «Внедрение мировых стандартов аптечной практики, оптимизация оптовой деятельности, переход на тарифное ценообразование, а также введение квот на количество аптечных точек позволят существенно изменить как коммерческую, так и социальную составляющие работы российских аптек. Данные преобразования позволят увеличить рентабельность, выстроить грамотные маркетинговые стратегии, повысить социальную ответственность аптечных работников, а также добиться взаимопонимания между провизором и пациентом».

В течение последних десяти лет конкуренция на рынке аптечного ритейла значительно возросла. В отсутствие серьезных административных барьеров количество небольших аптечных учреждений продолжает расти, усугубляя и без того непростую конкурентную среду. Помимо этого, часть аптек работают вне установленных стандартов качества и преследуют исключительно коммерческие цели. В отличие от небольших игроков, крупные аптечные сети уже делают ставку не на количество открываемых точек, а на качество работы и максимальную ориентацию на нужды потребителя. Именно такой подход поможет наладить диалог аптечного работника с пациентом и задать новое направление для развития рынка.
Евгений Нифантьев, генеральный директор аптечной сети «Нео-Фарм»: «В сентябре текущего года стартует совместный проект аптечной сети «Нео-Фарм» и газеты «Фармацевтический вестник» под названием «Прозрачная аптека». На примере одной из наших аптек в подмосковном Дмитрове мы будем раскрывать и наглядно демонстрировать все коммерческие, логистические и социальные аспекты работы аптечного учреждения. Думаю, что этот проект привлечет внимание не только участников рынка, но и людей, не связанных с фармацией, так как подобное освещение всех аспектов текущей работы будет способствовать налаживанию честного и конструктивного диалога между аптечными работниками и конечным потребителем».
Не менее важным для полноценной работы аптечного рынка является выстраивание эффективных взаимоотношений между представителями аптечной розницы и производителями лекарств, работающих, в частности, в сегменте дорогостоящих рецептурных инновационных препаратов. Для того чтобы аптека могла предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о применении препаратов и об особенностях их действия, необходимо постоянно совершенствовать профессиональный уровень ее работников и предоставлять им самую актуальную информацию об инновационных препаратах и разработках.

Андрей Обручников, коммерческий директор «АстраЗенека Россия»: «В нашей компании разработаны специальные образовательные программы для первостольников. При этом мы делаем ставку на разработку и использование инновационных каналов коммуникации. В сотрудничестве с несколькими аптечными сетями  мы уже успешно внедрили дистанционные электронные программы обучения для работников аптек, позволяющие получать дополнительные знания без отрыва от работы. Мы уверены, что провизор – это важнейшее связующее звено в диалоге между производителем лекарств и пациентом, именно поэтому для нас так важно, чтобы аптечные работники предоставляли потребителям грамотную информацию о наших препаратах, необходимую для правильного их применения пациентами».

 

go to top