facebook vkontakte livejournal googleplus twitter blogspot linkedin
Vidal Logo About header Search header

Партнерство в борьбе с неинфекционными заболеваниями

Поделиться


Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) совместно с Международной федерацией фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA) представила результаты исследования, в рамках которого проведен анализ корпоративных практик по поддержке здорового образа жизни (ЗОЖ) на российских и зарубежных предприятиях, а также сформулированы конкретные рекомендации по разработке и внедрению таких программ. Исследование подготовлено при поддержке Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в партнерстве с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Исследование «Рекомендации к разработке и внедрению корпоративных программ по поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятий» является продолжением серии публикаций по проблематике неинфекционных заболеваний (НИЗ), инициированных AIPM и IFPMA1, и включает обзор международных и российских практик в области борьбы с основными факторами риска НИЗ, а также рекомендации по развитию программ сохранения здоровья как на уровне предприятий и организаций, так и в масштабах государства в целом.

Во всем мире усилия по профилактике НИЗ сосредоточены в области борьбы с основными факторами риска: употребление табака, вредное употребление алкоголя, неправильное питание и низкая физическая активность. Для каждого из факторов риска можно выделить стратегии, доказавшие свою высокую эффективность во многих странах: так, в борьбе с курением и вредным употреблением алкоголя наиболее эффективны фискальные меры, а в борьбе с низкой физической активностью и неправильным питанием – кампании в СМИ. Вместе с тем, для большего эффекта необходимо последовательно использовать весь комплекс мер на разных уровнях. При этом особый потенциал имеют именно корпоративные программы предприятий по борьбе с основными факторами риска.

Комплексное 3-х этапное исследование, проведенное AIPM, позволило проанализировать опыт организации и внедрения корпоративных программ ЗОЖ на российских предприятиях, выявить предпочтения и отношение сотрудников к проводимым мероприятиям.

В исследовании приняли участие сотрудники 46 государственных и частных компаний, представляющих инфраструктурно значимые отрасли экономики с большой долей занятого в них населения: промышленность («Газпром», «Норильский никель», «РусГидро», «Лукойл» и др.), оптово-розничная торговля («ИКЕА», «Азбука вкуса», «Тандер» и др.), недвижимость и строительство («ГК ПИК» и др.), коммуникации и транспорт («РЖД», «Мегафон», «Ростелеком», Mail.ru Group и др.), образование и здравоохранение (Кубанский государственный университет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова и др.).

Проведенный опрос выявил готовность большинства работодателей разделять ответственность за поддержание здоровья работника (66% респондентов), но одновременно показал, что 24,4% работодателей не вкладывают средства в охрану и поддержание здоровья сотрудников в настоящий момент. Среди наиболее популярных направлений в реализации корпоративных программ поддержки ЗОЖ – спортивные мероприятия, вакцинация и обеспечение сотрудников горячим питанием.

Исследование продемонстрировало, что схожие по характеру программы пользуются наибольшей поддержкой сотрудников. 100% опрощенных поддержали софинансирование компанией занятий спортом и дотации на здоровое питание, 94% – скрининг показателей здоровья. Перечисленные меры являются основными программами ЗОЖ на предприятиях, однако их целесообразно дополнять консультационными и информационными мерами, которые эффективны при сформированной у работников потребности в заботе о собственном здоровье.

Итогом анализа и оценки данных, полученных в ходе исследования AIPM, стали рекомендации к разработке и внедрению корпоративных программ по поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятий, критерии комплексной оценки их эффективности, а также меры по поддержке программ ЗОЖ на предприятиях со стороны государства.

Предприятиям, внедряющим или планирующим программы ЗОЖ, рекомендуется существенно расширять набор предлагаемых мер, адаптировать их к специфике производства и пожеланиям работников, планировать меры с участием самих работников, вовлекать в эту деятельность руководство компаний, регулярно проводить мониторинг и отслеживать результаты. Для обеспечения успеха программ необходимы их поддержка со стороны топ-менеджмента компаний, использование мотивационного подхода на индивидуальном уровне за счет внедрения финансовых и иных стимулов. Разработке и внедрению соответствующих программ должна предшествовать широкая разъяснительная работа, направленная на формирование позитивного отношения у работников.

Поддержка государством корпоративных программ ЗОЖ как в России, так и за рубежом является важным стимулирующим механизмом сохранения трудовых ресурсов страны, что в конечном счете положительно влияет на экономический рост. Направления такой поддержки могут быть самыми разнообразными: от прямого софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной, организационной и методической помощи. При этом важно, чтобы продвижением здорового образа жизни занималось не только Министерство здравоохранения, но и другие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и муниципальные структуры, органы самоуправления, некоммерческие организации и население.

 


1 Первое исследование «Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, осознание факторов риска, заболеваемости и смертности» было представлено в 2011 г. Ознакомиться с документом можно на сайте AIPM http://www.aipm.org/research/vospriyatie/

 

go to top