facebook vkontakte livejournal googleplus twitter blogspot linkedin
Vidal Logo About header Search header

Реформа лекарственного ценообразования: первые проблемы

Поделиться

С 1 апреля 2010 года в силу вступили новые правила регулирования цен на отечественном фармацевтическом рынке. Ситуация для нашей страны беспрецедентная - Росздравнадзор зарегистрировал цены на более пяти тысяч препаратов, которые входят в список жизненно важных лекарств. Это серьезная доля рынка - ЖНВЛС в стоимостном объеме составляет 47% фармрынка, в натуральном – 38%. Государство зафиксировало для каждого региона России максимальные надбавки на лекарства, которые должны были сформировать итоговые, более низкие, чем прежде, цены в аптеках. Однако, спустя полтора месяца с момента введения госконтроля ценообразования можно констатировать – пока аптечная реформа буксует.

В течение двух недель Росздравнадзор проводил проверки аптек по всей территории страны: представленные ведомством результаты пока выглядят удручающе. Основные нарушения – продажа ЖНВЛС, не имеющих государственной регистрации цены; реализация ЖНВЛС без зарегистрированной цены; превышение фактических розничных цен над предельно установленными. При этом превышение цен обнаружено в каждой пятой аптеке и составляет от минимальных 0,17% в Липецкой области до фантастических 276,58% в Иркутской области. По мнению редактора фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Ивана Данилова, «очевидно, что до сих пор цены на лекарства формируются рыночными механизмами, где главным критерием является востребованность. Продавцы лекарств не будут работать себе в убыток, даже несмотря на законодательные ограничения». Эксперт рынка, директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова считает, что такое положение дел продлится недолго. «Как только аптеки реализуют или вернут производителям запасы лекарств, закупленных до 1 апреля, нарушений станет значительно меньше», - уверена Иванова.

В среднем рентабельность аптечной розницы до момента госрегулирования цен колебалась от региона к региону в пределах 5-10%. Однако, ограничение цен на лекарства из списка ЖНВЛС этот показатель может понизить. Аптекам не разрешили продать остатки закупленных ими препаратов из числа жизненно необходимых по старым ценам, а вынудили привести их в соответствие с новыми правилами. В результате некоторые препараты, который были куплены у дистрибьюторов по 700-900 рублей, следовало продавать не дороже 200-300. Аптекам действительно приходится распродавать остатки лекарств по заниженным ценам, что напрямую влияет на их прибыльность. Отсюда и злоупотребления. «Тем аптекам, которые смогут договориться по цепочке дистрибьютор - производитель о снижении цен, удастся сохранить свою рентабельность, а это вполне реально, – говорит Настасья Иванова. – Тем же аптекам, которые не смогут вернуть лекарства обратно дистрибьютору по старым ценам, придется компенсировать свои убытки за счет потребителей, в том числе нарушая закон».

Еще одна проблема аптечной реформы - госрегулирование цен на лекарства привело не только к сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки чаще всего закупают и продают наиболее дорогие препараты. Производители идентичных лекарственных средств, входящих в список ЖНВЛС, регистрируют их по ценам, отличающимся в разы. По данным Счетной Палаты России, сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и аптек пользуются препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой, поскольку абсолютная величина оптовой и розничной надбавки к цене данных препаратов значительно выше, чем у конкурентов. Например, цена метопролола-ратиофарм, произведенного в Германии, составляет 31 руб. за упаковку, его аналога из Польши - 53 руб., из Венгрии - 90 руб. Венгерский препарат, как правило, встречается в аптеках чаще. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в результате в проигрыше остаются не только потребители, но и отечественные производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Иван Данилов отмечает, что «административный ресурс в виде губернаторского контроля за ценами в конкретном регионе (вспомним встречи Владимира Путина с главами субъектов РФ, где зафиксированы нарушения в сфере лекарственного ценообразования) вкупе с оперативным реагированием на нарушения со стороны прокуратуры быстро нормализируют ситуацию. Правонарушений станет значительно меньше. Однако, как именно новая схема госрегулирования цен повлияет в целом на инфраструктуру рынка, в том числе на лекарства не из списка ЖНВЛС, можно будет понять только к концу 2010 года. Для этого надо будет проанализировать статистику ассортимента аптечной сети, а также финансовую отчетность аптечной розницы».

С уважением, Иван Данилов, проект Pharm-MedExpert.ru
 

go to top