Болезнь Шмалленберга

Болезнь Шмалленберга – малоизученная трансмиссивная вирусная болезнь жвачных животных, вызываемая РНК-содержащим вирусом.

Природа вируса до сих пор неизвестна. Его патогенез, генетические характеристики и способы диагностирования находятся на стадии изучения в ведущих лабораториях стран ЕС. Свои собственные разработки ведутся также на территории России.

На данный момент известно, что вирус поражает парнокопытных жвачных животных, не затрагивая при этом человека. В группу риска входят прежде всего коровы мясного и молочного направления и козы, в чуть меньшей степени болезнь распространена среди овец.

Клинические признаки у крупного рогатого скота, овец и коз: лихорадка, снижение молочной продуктивности, диарея, врожденные пороки плодов. У инфицированных самок регистрируется патология органов воспроизводства, вирус оказывает тератогенное действие на плод, характеризующееся деформацией и контрактурой суставов, сколиозом, гидроцефалией, искривлением шеи, деформацией нижней челюсти, атаксией, асцитами грудной и брюшной полостей, параличами, гипоплазией мозжечка, слепотой, аномальной кривизной спины, отеками подкожной клетчатки.

После инфицирования клинические признаки болезни проявляются на 3-5 день, а виремия может длиться от 2 до 5 дней.

У инфицированных плодов вирус, в первую очередь, обнаруживают в головном мозге. У больных животных вирус выделяют из крови. При молекулярных исследованиях геном вируса Шмалленберга был обнаружен в крови, органах инфицированных плодов, плаценте, амниотической жидкости и в меконии.

Основные пути передачи вируса: трансмиссивный (через насекомых-переносчиков) и трансплацентарный (от матери к плоду).

Для постановки диагноза на болезнь Шмалленберга необходимо лабораторное подтверждение наличия вируса в организме животного методами выявления вирусного генома или вируса.

Распространение возбудителя болезни Шмалленберга происходит при:

• завозе инфицированных сельскохозяйственных животных и (или) их генетического материала;
  • миграции диких животных (инфицированное поголовье, насекомые переносчики);
  • проведении ветеринарных обработок животных (инъекции, отбор проб крови и т.д.);
  • антропогенном воздействии на внешнюю среду, рост грузового и пассажиропотоков, изменение климатических условий, влияющих на распространение и концентрацию насекомых-переносчиков.

Во внешней среде вирус не устойчив, теряет инфекционную активность при 50-60 °С в течение 30 минут.

При проведении лабораторной диагностики проводят выявление генома вируса методом полимеразной цепной реакции и выявление антител к возбудителю болезни Шмалленберга методом иммуноферментного анализа (ИФА). Обнаружение антител к возбудителю в сыворотке крови животного свидетельствует о контакте животного с вирусом и является ретроспективной диагностикой. Но окончательный диагноз ставится только по результатам лабораторных исследований.

При проведении дифференциальной диагностики исключают блютанг, вирусную диарею КРС, инфекционный ринотрахеит.

На сегодняшний день не существует пошаговой инструкции лечения болезни Шмалленберга у КРС, поскольку ученые так и не выявили ни одного способа эффективной борьбы с этим недугом. Вакцина против вируса до сих пор не разработана в силу слабой изученности заболевания.

👁 1008