facebook vkontakte livejournal googleplus twitter blogspot linkedin
Vidal Logo About header Search header

Психологическая поддержка онкологических больных: как наладить нужный диалог между врачом и пациентом

Поделиться

Постановка диагноза онкологического заболевания – это большой психологический шок как для пациента, так и для его родных. Наряду с этим у больных возникает целый ряд проблем, связанных с социальной адаптацией и оказывающих значительное влияние на качество жизни и приверженность лечению. Зачастую осознание неблагоприятного прогноза приводит человека к тяжелой депрессии, серьёзно усложняющей как реакцию на болезнь, так и непосредственно её течение.  О том, почему врачам-онкологам так важно уметь налаживать с пациентом грамотную коммуникацию, а также о способах достижения этой цели и механизмах выстраивания психологической защиты шла речь во время тематического медиа-семинара, организованного фармацевтической компанией Лилли.

На сегодняшний день проблема психологической поддержки онкологического больного представляет собой один из наиболее интересных и важных аспектов терапии. С начала 70-х годов 20 века в мире активно развивается психоонкология – академическое направление медицинской психологии, в задачи которой входит помощь пациентам и их близким в преодолении самого широкого спектра психологических проблем, в том числе и зачастую ошибочного восприятия диагноза «рак» как смертельного приговора.

Лали Михайловна Когония, д.м.н., профессор кафедры онкологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, профессор кафедры «Паллиативная терапия» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова: «Человек, попадающий в ареал внимания онкологов, испытывает очень серьёзные психологические нагрузки, так как ему, конечно, крайне сложно смириться с поставленным диагнозом. Само слово «рак» подразумевает неизбежный фатальный исход заболевания и субъективно непереносимые условия жизни, несмотря на то, что большинство форм раковых опухолей в наши дни поддаются лечению. В этой связи перед лечащим врачом встаёт задача не только максимально полно рассказать пациенту о заболевании и эффективности будущего лечения, но и поддержать его морально, уберечь от депрессии и постстрессовых расстройств и, тем самым, начать процесс терапии до наступления угрожающих жизни симптомов».

У людей, столкнувшихся с диагнозом «рак» или переживших онкологическое заболевание,  образуется так называемый «психологический шрам» - постоянное напоминание о болезни, ведущее к возникновению ряда психологическим проблем, связанных, прежде всего, с чувством неопределенности в отношении собственного здоровья, социальной адаптацией после выздоровления, а также опасениями рецидивов.

Галина Андреевна Ткаченко, к.п.н.,  медицинский психолог ФГБУ «Российский Онкологический Научный Центр им. И.М. Блохина»; доцент кафедры социальной психологии, Московский институт государственного управления и права: «В силу своих психологических особенностей пациенты по-разному переживают стрессовые ситуации, в которых они вынужденно оказываются. В зависимости от этого выделяется три основных типа проблем, с которыми сталкиваются онкологические больные. Первый тип – это так называемый «Дамоклов синдром», характеризующийся чувством неопределенности в отношении собственного здоровья и опасениями рецидива. Второй тип -  это «синдром Лазаря», характеризующийся повышенной обеспокоенностью пациента на предмет отношения к себе окружающих после возвращения в мир здоровых и активных людей. И, наконец, третий тип - «остаточный стрессовый синдром» — т.е. остаточное чувство тревоги, вызванное тем, что в прошлом пациент переболел раком».

Помимо этого, каждый пациент, получивший информацию о наличии у него заболевания, представляющего реальную угрозу жизни, переживает ряд последовательных психологических стадий, продолжительность и степень выраженности которых варьируют и зависят от конкретной ситуации и психологических особенностей пациента. В этой связи врачу очень важно корректировать свою психотерапевтическую тактику и доводить информацию до сведения пациента крайне аккуратно.

Лали Михайловна Когония: «Сообщение больному «плохих» новостей должно происходить на основе базовых принципов. Прежде всего, следует помнить, что источником информации для пациента должен быть только его лечащий врач. После того, как врач понимает, какой объем информации хочет получить пациент, ему следует сообщить больному о подтверждённом диагнозе, используя предельно понятную терминологию. Это даёт специалисту уверенность в том, что пациент получил верное понимание своего диагноза. Разговор должен проходить в удобном, защищённом от посторонних лиц месте, чтобы больной имел возможность без стеснений выразить свои эмоции. При этом врачу крайне важно поощрять подобное выражение чувств и реагировать на эмоции  пациента с сопереживанием».

Помимо соблюдения базовых принципов, разговор с пациентом должен строиться, исходя из так называемого «метода десяти шагов». Первый шаг позволяет врачу получить как можно больше информации о человеке и его болезни, определить, кто именно должен присутствовать при разговоре. Далее необходимо понимание того, что именно больной знает о своей болезни и хочет ли он узнать о ней больше. Следующие шаги дают возможность либо отказаться от продолжения разговора, либо приступить к дальнейшим объяснениям, обсуждениям чувств и эмоций, планированию лечения и обсуждению прогнозов.

Лали Михайловна Когония: «Обсуждение прогнозов развития заболевания предполагает совместное принятие решения врачом и пациентом о проведении дальнейшего лечения. В этой связи врачу также очень важно выбрать грамотный способ донесения информации. Реалистически поданная информация о заболевании и шансах на выживание подходит не всем пациентам, т.к. не все готовы/хотят знать реальную картину. В этом случае более уместным является так называемая оптимистичная подача информации с целью обнадёжить пациента. Однако следует всячески избегать подачи ложных надежд, чтобы исключить потерю доверия со стороны пациента при ухудшении состояния его здоровья».

Крайне важным аспектом в коммуникации между онкологом и пациентом является профилактика синдрома эмоционального выгорания и появления у врача чувства личной отстранённости от своего больного, ведь активно общаясь с различными людьми, врач полностью принимает на себя их психологические проблемы.

Галина Андреевна Ткаченко: «Эмоциональное выгорание – это механизм психологической защиты, заключающийся в полном или частичном исключении эмоций в ответ на избранные психотравмирующие действия. Основными признаками синдрома эмоционального выгорания являются предельное истощение, чувство личностной отстраненности от пациентов и работы, а также ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Безусловно, что врачи, работающие с онкологическими больными, испытывают огромный психологический прессинг, поэтому им совершенно необходимо научиться ограждать свою психику от стрессовых ситуаций. Для того чтобы защитить свою психику от получения излишних негативных эмоций, необходимо проводить регулярную психологическую профилактику, а именно, работать над  улучшением навыков борьбы со стрессом после критического события, делать физические упражнения, выделять адекватное количество времени для сна, регулярно отдыхать, обучаться техникам релаксации, умению разделить с пациентом ответственность за результат а также умению уменьшать ложные ожидания. Не менее важными факторами являются наличие хобби и поддержание стабильных партнерских (семейных) и социальных отношений».

Психологическая поддержка необходима больному на всех этапах болезни – от постановки диагноза до периода реабилитации и восстановления, а также при её тяжелом течении и неблагоприятном прогнозе. Итоговые результаты терапии во многом зависят от того, каким образом будет оказана данная поддержка, поэтому только грамотно выстроенная коммуникация между врачом и пациентом позволит увеличить шансы на благоприятный исход лечения.

go to top