Белок Клото: новое направление в диагностике и лечении некоторых видов рака

Израильские ученые обнаружили, что белок Клото (Klotho protein) может предотвращать развитие рака поджелудочной железы и вывести лечение рака в Израиле на новый уровень. Группа доктора Идо Вольфа изучала свойства белка Клото, присутствующего в клетках почек, мозга и поджелудочной железы. Этот белок, открытый в 1997 году и названный в честь греческой богини судьбы Клото, участвует в механизме действия инсулина – гормона поджелудочной железы. Кроме того, было обнаружено, что уровень данного белка коррелирует с продолжительностью жизни экспериментальных животных.
Рак поджелудочной железы – очень тяжелое заболевание, поэтому исследования в этом направления так актуальны. Израильские ученые показали, что в культурах опухолевых клетках поджелудочной железы содержание белка Клото было достоверно ниже, чем в здоровых клетках. Следовательно, уровень белка Клото можно измерять для того, чтобы выявлять злокачественный процесс на ранней стадии.
Более того, исследователи ввели белок Клото извне в культуры опухолевых клеток поджелудочной железы и обнаружили торможение роста и размножения этих клеток. Затем были проведены опыты на мышах с привитыми опухолями поджелудочной железы. Оказалось, что введение белка Клото больным мышам предотвращает распространение опухоли, а также вызывает ее уменьшение. Вместе с доктором Идо Вольфом  в работе участвовали доктора Лила Абрамович и доктор Тами Рубинек. Результаты исследования опубликованы в журнале Clinical Cancer Research в июле 2011 года.
В следующей публикации группа Идо Вольфа обратилась к не менее актуальной проблеме – рак молочной железы. В предварительных опытах ученые заметили, что белок Клото, введенный в культуры клеток карциномы молочной железы, останавливает их деление. Развивая эти наблюдения, доктор Вольф и его сотрудники показали, что у части женщин, больных раком молочной железы, этот белок либо не проявляется, либо присутствует в очень небольших количествах. У здоровых женщин клетки молочной железы содержали нормальное количество белка Клото. На этом основании измерение уровня белка Клото предложено для ранней диагностики рака молочной железы. Результаты исследований опубликованы в журнале Breast Cancer Research Treatment в апреле 2012 года.
Комментируя результаты экспериментов на культурах клеток и лабораторных животных с опухолями поджелудочной железы, доктор Вольф считает, что белок Клото может служить прототипом новых препаратов для лечения этой тяжёлой болезни. Говорит доктор Вольф: «Совместно с другими исследовательскими группами Израильского онкологического центра мы планируем определить терапевтическую эффективность этого белка, а также наличие побочных явлений. Если результаты подтвердят наши ожидания, белок Клото будет квалифицирован как фармакологический препарат, потенциально способный лечить рак поджелудочной железы».