Vidal Logo СПРАВОЧНИК
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ПОИСК:

Перспективы развития системы GLP в России и ЕАЭС

30 сентября в рамках круглого стола «Междисциплинарный подход для развития инновационного и экспортного потенциала фармацевтической промышленности ЕАЭС» состоялась дискуссия по вопросам GLP. Во всем мире система GLP является основой качества лабораторных исследований. Уровень внедрения данной системы в развитых странах коррелирует с экспортным и инновационным потенциалом фармацевтической промышленности. О том, на каком этапе внедрения и гармонизации находится отечественная система GLP и какие перспективы ее развития на территории ЕАЭС, высказались производители лекарств, лаборатории (испытательные и биоаналитические), эксперты и регуляторы.

Перспективы развития системы GLP в России и ЕАЭС

В России несколько сотен GMP лицензированных производств, несколько тысяч сертифицированных GCP центров, при этом всего 11 лабораторий имеют сертификат GLP. Почему так и как это влияет на фармацевтическую отрасль? Об этом шла дискуссия на площадке GMP-конференции. «Прежде всего это может обусловливать отсутствие признания отечественных данных за рубежом. И если мы говорим об экспорте, то мы обязаны сделать исследования здесь, а потом переделать их для Европы. Эти трудности связаны с уровнем гармонизации системы GLP», – отметил модератор круглого стола «Междисциплинарный подход для развития инновационного и экспортного потенциала фармацевтической промышленности ЕАЭС», R&D-директор центра ГК «ГЕРОФАРМ» Роман Драй.

На сегодняшний день в России существует большой потенциал оригинальных лекарственных средств. «Однако развитие этого потенциала возможно только при создании системы GLP, гармонизированной с мировыми требованиями, – уверен генеральный директор ЗАО «Санкт-Петербургский институт фармации» Валерий Макаров. – С этим в России существуют трудности». По итогам первой конференции GLP Planet в ЕЭК было направлено официальное письмо с предложением сформировать GLP-инспекторат и организовать проведение регулярных инспекций с участием ФБУ «ГИЛС и НП», а также создать реестр испытательных лабораторий. Как сообщил Валерий Макаров, ЕЭК проинформировала, что такой инспекторат уже формируется при участии ФБУ «ГИЛС и НП».  

В России ежегодно проводится около 300 исследований биоэквивалентности. Однако представителям лабораторий, специализирующихся на таких исследованиях не известны прецеденты их инспектирования, в то время как в Европе и Америке биоаналитические лаборатории инспектируются регулярно. И при обнаружении существенных несоответствий, регулятор может отозвать регистрационное удостоверение. «Такая же система нужна и в России для обеспечения качества лекарств, – считает генеральный директор ООО «Экзактэ Лабс» Василий Казей. – Важно не просто иметь добровольные GLP-сертификаты, а чтобы регулятор обеспечивал регулярный аудит выборки лабораторных исследований, начиная с момента поступления образцов в лабораторию, заканчивая финальными хроматограммами. Такого при добровольной GLP-сертификации не предусмотрено – это функция регулятора».

Никакой единой стандартизации с точки зрения биоаналитических лабораторий в России не видит и генеральный директор ООО «Центр фармацевтической аналитики» Игорь Шохин: «Спонсоры могут потребовать от лабораторий сертификаты GMP, GCP, GLP, сертификат ИСО 9001 или аккредитацию по 17025. Наиболее крупные ведущие лаборатории добровольно сертифицируются. Однако государственное регулирование для биоаналитических лабораторий отсутствует. Ответственность за качество исследований несет спонсор путем аудита лаборатории. С нашей точки зрения, чтобы обеспечить качество биоаналитических лабораторных исследований и, соответственно, качество лекарств, необходимо проверять все лаборатории, создав для этого эффективный инспекторат. Считаем, что ФБУ «ГИЛС и НП» может сыграть существенную роль в создании такого инспектората, благодаря международному опыту и компетенциям».

Таким образом, и доклинические центры, и биоаналитические лаборатории, и фармпроизводители сошлись во мнении, что существующая система GLP и инструменты регулирования качества лабораторных исследований лекарств в России недостаточны для дальнейшего развития отечественной фармпромыленности и увеличения инновационного и экспортного потенциала.

О том, как устроена система GLP в странах с более высоким уровнем регулирования, входящих в состав ОЭСР рассказал GLP & GMP QC инспектор Агентства по регулированию обращения лекарственных средств и медицинских товаров Соединённого Королевства (MHRA) доктор Мартин Рид: «GLP в Великобритании это не добровольная система, это законодательное требование». Особую роль в данной системе занимает GLP-инспекторат, который осуществляет плановые и внеплановые инспекции лабораторий и аудиты исследований. Инспекторат обеспечивает обновление реестра, в котором единовременно наблюдаются 100-110 лабораторий, выполняющих исследования с регуляторной целью. Плановые инспекции осуществляются 1 раз в 1-3 года согласно риск-ориентированному подходу. Крупные лаборатории инспектируются 1 раз в год. Бывают лаборатории, которые инспектируются чаще. Риск определяется нагрузкой на лабораторию, сложностью методов, изменениями на площадке, а также историей соответствия GLP. «В результате инспекции мы оформляем отчет об инспекции и указываем выявленные несоответствия, которые лаборатория должна устранить, проведя корректирующие действия. По итогам инспекторат оформляет документ о подтверждении соответствия лаборатории требованиям GLP. Этот документ содержит даты проведения инспекции, осуществляемые лабораторией виды деятельности, заявление о том, что лаборатория соответствует принципам GLP. MHRA ведет собственную базу данных (реестр), обновляющийся каждую неделю или две, непрерывно взаимодействуют как со штабом GLP в ОЭСР, так и с экспертами (через единый информационный портал), осуществляющими экспертизу регистрационного досье в части лабораторных исследований. Мы действительно видим результат нашей работы, улучшения в деятельности лабораторий. Цель системы GLP, в том числе и нашей работы, обеспечить точность, надежность, достоверность данных», – сообщил доктор Рид.

В завершении дискуссии Роман Драй обратился к заместителю начальника отдела надлежащих практик, инспектору ФБУ «ГИЛС и НП» Арине Селезневой с вопросом о перспективах интеграции российской фармацевтической отрасли в международные организации и роли ФБУ «ГИЛС и НП» в этом процессе, учитывая опыт и успешное сотрудничество Института с международными регуляторами. На вопрос о перспективах вхождения России в международные организации, признания данных и гармонизации, эксперт отметила, что несмотря на сделанные с 2012 года успешные шаги по созданию системы GLP в России, в результате анализа существующей нормативно-правовой базы, обработки обращений производителей и лабораторий, а также тесного сотрудничества с международными экспертами и инспекторами, были определены проблемные пункты национальной системы GLP, требующие усовершенствования. Так, согласно официальной информации, в России с 2012 года всего 11 лабораторий оценены Федеральной службой по аккредитации как соответствующие требованиям GLP ОЭСР. Росздравнадзором за последние 2 года по настоящее время проверено 7 лабораторий, в которых, по словам представителей Росздравнадзора, было выявлено большое количество нарушений. По имеющейся открытой информации, в России около 100 лабораторий выполняют неклинические исследования, результаты которых передаются в регистрационное досье на лекарственное средство. Среднее количество неклинических исследований с регуляторной целью в зависимости от размера лаборатории составляет от 10 до 400 исследований в год. Таким образом, большая часть лабораторий и исследований остается без контроля уполномоченным органом, не создан реестр всех выполняющих неклинические исследования лабораторий. При анализе регистрационного досье эксперт вынужден опираться только на декларацию о соответствии требованиям GLP, которая подписывается руководителем испытательной лаборатории.

В международной практике система инспектирования GLP является обязательной. Верификация соответствия лаборатории требованиям GLP осуществляется GLP-инспекторатом. В странах ОЭСР существует единая система GLP-инспектирования, включающая плановые и внеплановые инспекции и аудиты исследований. Установлены правила проведения инспекций, их периодичность, правила оформления отчетных документов по инспектированию, система качества инспектората и др. Также на национальном уровне утверждена форма документа, на основании которого лаборатория признается соответствующей требованиям GLP (заключение, сертификат) и включается в реестр лабораторий, выполняющих исследования в регуляторных целях. Предусмотрен постоянный обмен информацией между всеми органами, вовлеченными в систему GLP (инспекторат, орган, проверяющий регистрационное досье и проч.), что отражено в нормативных актах и реализуется с помощью регулярных встреч, протоколов, единой почты или информационного пространства.

В России данная единая система пока не сформирована. Однако она в большинстве пунктов предусмотрена нормативными документами ЕАЭС, что позволяет рассчитывать на успешную гармонизацию наднациональной системы GLP с ОЭСР при условии создания эффективного инструмента. Таким инструментом по мнению отрасли является GLP-инспекторат. Согласно опыту GMP инспектората, организация эффективной системы инспектирования это сложный процесс, требующий времени, а также знаний и опыта.

Вас может заинтересовать