Vidal Logo СПРАВОЧНИК
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ПОИСК:

Салия Мурзабаева: соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка

Проблемы реализации  прав несовершеннолетних пациентов при оказании медицинской помощи стали темой для обсуждения на заседании круглого стола комитета Госдумы РФ по охране здоровья, проведенного 22 декабря по инициативе члена комитета Салии Мурзабаевой.  

Защита прав и законных интересов детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной политики любой страны, соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка, в том числе в сфере охраны здоровья – отметила в своем выступлении депутат. Действующим российским законодательством закреплено приоритетное право детей на охрану здоровья. В стране последовательно реализуются мероприятия по созданию условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечению доступа всех категорий детей к качественным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Тема круглого стола заседания определена не случайно, - отметила депутат. Проблема прав пациентов при оказании медицинской помощи дискутируется достаточно широко на всех уровнях. Однако в сфере практической реализации прав детей на охрану здоровья имеется ряд проблем правового, социально-экономического, психологического, этического и иного характера, требующих широкого общественного обсуждения и решения.

Участники круглого стола обсудили наиболее актуальные проблемы, в том числе, реализацию права родителей, законных представителей, иных членов семьи на бесплатное совместное нахождение с ребенком при оказании ему медицинской помощи в стационаре. До настоящего времени механизм реализации этого права не определен, в большинстве медицинских учреждений отсутствуют необходимые для этого условия и возможности. Много вопросов возникает в части допуска родителей  в отделения реанимации и интенсивной терапии.

Действующим законодательством закреплено право несовершеннолетних на получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Однако, при кажущейся однозначности закона в процессе его правоприменения возникает ряд проблем. Так, большинство медицинских работников не обладают знаниями по адаптации предоставляемой информации несовершеннолетнему пациенту. При этом законодательством РФ не определен нижний предел возраста, с которого ребенку должна передаваться информация о состоянии его здоровья.  В основном врачи предпочитают общаться с родителями несовершеннолетнего пациента даже после  им достижения 15-летнего возраста, игнорируя наличие права на получение информации о состоянии здоровья у данной категории пациентов. Вместе с тем мнению ребенка при оказании медицинской помощи должно уделяться достаточно внимания в соответствии с его возрастом и зрелостью. Согласно ст. 57 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок вправе высказывать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, с 10 лет. Возможно, именно этот возраст можно принять за нижний предел, после которого ребенку может быть в доступной форме предоставлена информация о состоянии его здоровья. 

Право пациента-подростка на врачебную тайну регламентировано статьей  13 федерального закона «Об охране здоровья», которая предполагает сохранение конфиденциальности сведений о здоровье и заболевании пациента, а также иных сведений о нем (об образе жизни, привычках, взаимоотношениях в семье и т.д.) от других лиц, в том числе родителей. Специалисты рекомендуют отражать в медицинской документации согласие пациента на передачу информации о нем определенному кругу лиц, а также ее объем. К сожалению, по данным экспертов, подобные записи практически отсутствуют. Очевидно, этот вопрос не оговаривается медицинскими работниками при общении с подростками в связи с низкой правовой грамотностью обеих сторон.

Один из самых дискуссионных вопросов при оказании медицинской помощи несовершеннолетним - возраст согласия на медицинское вмешательство. Согласно федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него имеют несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет (исключение - при оказании наркологической помощи, при необходимости трансплантации). В тоже время согласно Семейному Кодексу РФ всю полноту ответственности в случае ухудшения физического, психического и нравственного состояния подопечного несовершеннолетнего ребенка до достижения им 18 лет продолжают нести родители. В этих условиях, по мнению доцента кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова Юлии Павловой,  требует обсуждения вопрос принятия самостоятельного решения в отношении своего здоровья несовершеннолетним не достигшим 18 лет, особенно в репродуктивной сфере,

Участники круглого стола также высказали мнение о том, нарушения прав несовершеннолетних пациентов часто связаны с недостаточным уровнем правовой, деонтологической и психологической подготовки медицинских работников.  По словам Салии Мурзабаевой, полноценное обеспечение прав несовершеннолетних пациентов требует системы комплексных мер, внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания помощи детям, осуществление ведомственного и внутреннего контроля за реализацией прав пациента.

Необходимо совершенствование межведомственного взаимодействия с целью улучшения качества оказываемой медицинской помощи детям в условиях лечебно-профилактических учреждений. В частности, в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и «Об образовании в РФ» требуется дальнейшая разработка нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей.

Вас может заинтересовать