Иммунная терапия дает надежду в лечении местно-распространенного рака молочной железы

Экспериментальная терапия, которая задействует иммунные клетки, призванные бороться с тканями опухоли в человеческом организме, может оказаться эффективной в лечении местно-распространенного рака молочной железы (МР РМЖ) у некоторых пациенток. Об этом свидетельствуют предварительные результаты научного исследования, проводимого Национальным институтом онкологии США (NCI). Данная работа заключается в тестировании нового подхода в лечении женщин, страдающих МР РМЖ с множественными метастазами, стандартные методы терапии у которых оказываются неэффективны.

Исследователи называют этот подход высокоперсонализированной формой иммунотерапии, которая использует Т-клетки иммунной системы самого пациента для таргетной терапии генетически уникальной опухоли.

На данный момент опубликованы отчеты по результатам лечения шести пациенток, прошедших новую иммунотерапию. У трех участниц был достигнут иммунный ответ и наступила длительная ремиссия, продолжительностью по меньшей мере 3,5 года. Результаты были опубликованы 1 февраля онлайн в «Журнале клинической онкологии» («Journal of Clinical Oncology»). Старший руководитель исследования, д-р Стивен Розенберг, особо отметил, что данные результаты являются предварительными, работа – экспериментальной и терапия еще не одобрена Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).Тем не менее первичные наработки вселяют надежду на успех.

Также, по словам д-ра Розенберга, полученные результаты идут вразрез с традиционным представлением о том, что клетки РМЖ обычно невосприимчивы к иммунотерапии, в отличие от, например, меланомы. В текущем исследовании принимают участие 42 пациентки, страдающие метастатическим РМЖ, которым не помогают традиционные методы лечения. Каждая пациентка прошла хирургическую процедуру по забору образца опухоли для определения генетических мутаций. Далее ученые выделили Т-клетки из опухоли и лабораторно протестировали реактивность клеток на специфические мутации.

Оказалось, что у большинства пациенток (67%) эти Т-клетки реагировали по меньшей мере на одну из мутаций опухоли. Далее реактивные Т-клетки пациенток были многократно размножены и возвращены обратно в организм, чтобы они уже всем  объемом могли атаковать опухолевые клетки. Лечение также включало введение четырех доз ингибитора контрольных иммунных точек (пембролизумаб) для исключения деактивации вновь введенных Т-клеток.

Из шести пациенток, данные по лечению которых были опубликованы, у троих наблюдалось сокращение объема опухолевой ткани, а в одном случае был получен полный ответ на терапию, продолжительность ремиссии составила более 5,5 лет. Еще у двух пациенток наблюдался частичный ответ на терапию, после чего они прошли хирургическую операцию, и в их лечении также была достигнута ремиссия (продолжительностью пять и три с половиной года).